Без страданий и художеств

кадр из онлайн-презентации 7.03.21 (виртуальный кабинет писателя)

Без страданий и художеств

Впервые провела презентацию в онлайн-формате, в виртуальном кабинете писателя, чтобы понять, насколько это продуктивно. Виртуальное общение в реальном времени – теперь неотъемлемая часть нашей жизни. Иногда, это удобно. Кто-то больше предпочитает встречи в живую, кто-то рад не обременять себя и не стеснять себя, но присутствовать в выходной день на мероприятии: мнения гостей разделились. Несмотря на удалённость этот формат более масштабный, поскольку позволяет собрать аудиторию из разных уголков России.

Не жалею о том, что попробовала. Такой опыт помог сделать массу ценных выводов не только о формате онлайн-мероприятия, но и позволил выглянуть из самоизоляции в мир Читателей и литературы.  Как всё резко изменилось! Поделюсь только некоторыми из них, остальное приберегу для ориентира и возьму с собою в будущее.

Спасибо тем Людям (с большой буквы, никак иначе!), которые, несмотря на величину своего авторитета и известность, не чураются поддерживать малоизвестных авторов, и презентацию посетили.

Спасибо дорогим Читателям, очень отрадно, что Вы есть! А иначе какой смысл, вообще, писать?

Отсутствие знакомых, друзей и коллег, которые почему-то были ценны лично для меня, показало то, что я вращаюсь не в тех кругах, общаюсь не с теми людьми, и что по сути для них моя жизнь и достижения незначимы, а это очень важно понимать, чтобы открыть себя тем, кому по-настоящему дорог, и отправиться на поиски единомышленников, не растрачивая себя на пустое.

Я сделала выводы относительно услуг фрилансеров и работников удалённых профессий: рада бы делегировать техническую сторону ассистентам, да некому, к сожалению! Если хочешь, чтобы всё прошло достойно, то придётся не просто контролировать, но и делать всё самому, иначе – выкинутые деньги и мероприятие низкого уровня. А для человека, который должен заниматься, собственно, творчеством, такой расклад неинтересен, ибо отнимает слишком много времени и сил. Писатель должен писать, а на все иные стороны процесса книгоиздания и продвижения – есть другие специалисты.

Так же с уверенностью могу поделиться собственным наблюдением: «писатель» сегодня – никто, если не имеет какого-либо статуса оффлайн, его просто всерьёз не воспринимают, будь он хоть трижды профессионал; и наоборот, статус подчас важнее писательского таланта, он гарантировано даёт тираж, рекламу и продвижение; 10 лет писательских трудов, затрат времени, сил и нервов – никогда не окупятся для автора; и что самое интересное, никому и дела нет до этого самого автора и его профессионализма, литературного чутья – никто не оценит ни приёмов, ни методов, ибо чаще всего не понимает и не замечает их присутствия, а потому не окунётся в глубину замысла. Если же ориентироваться на аудиторию литературных интеллектуалов, то, скорее всего, у тех просто не будет времени вникать в чужие тексты, нет его сегодня ни у кого, свои необходимо прорабатывать! Выходит, что все старания по оттачиванию текста и смыслов тщетны и нужны лишь самому писателю, чтобы совесть не страдала.

После презентации, ответом на мои чаяния стало это:

чтобы приблизить: кликните на картинку

В принципе, последние выводы созвучны с моими, которые я даю в своём рассказе «Бисер на асфальте», они ясны тем, кому «судья лишь Бог да совесть».

И теперь понимаю. Да, стёрта, упразднена писательская «порода» и тут уже ничего не поделаешь. Изжита! Все-то теперь пишут, и порой без всякого мастерства успешно продвигаются. Выходит, что мастерство в деле писателя вовсе не важно, ибо невостребованно. Судите сами: хорошо продаются книги, написанные вот так (см. ниже), у них большой тираж и никто не «заморачивается» над качеством текста, не тратится на корректоров и редакторов, даже негативные отзывы читателей продажам не помеха:

чтобы приблизить: кликните на картинку

Получается, действительно, всё ценное, сливается в помойку Интернета, обесцениваясь «плохим» соседством. Грустно, зачем тогда рождаются писатели, зачем пишут, зачем совершенствуются?  Нет, я, конечно, не размещала свои книги на масштабных книжных площадках, где полно сомнительного, ибо дорожу своим трудом и знаю ему цену. Однако, достойные издательства высокого культурного уровня малочисленны, держатся на энтузиазме создателей, и их страниц на всех авторов в российских масштабах не хватит. Если не заявлять о своих книгах в соцсетях, куда давно перекочевал читатель, то о них никто и не узнает.

К слову сказать, не только политики и графоманы приземляют творчество, но и психиатры. Они считают, что это всего лишь один из способов получения эндорфинов, вроде как страдающие натуры таким образом становятся счастливее, а творческий процесс – это всего-навсего некая терапия. Вот вам и расчленённая тайна созидания, и мистическое действо вдохновения!

Надо же, а лично мне занятие писательством кроме страдания ничего не дало: очень сложно погружаться в мир неблагополучного персонажа, переживать чьи-то страдания как собственные, только чтобы получить художественную правду и психологичный характер. Чувствительные натуры – это не диагноз, это природа: с первобытных времён такие люди двигали прогрессом, вдохновляли, осмысляли действительность, формировали общественное мнение. Однако, среди талантливых людей, и вправду, были шизофреники и эпилептики: диагнозами не только клеймили известные личности, но и констатировали реальные болезни. А вот фамилии указывать не буду, ибо, поди сегодня разбери, где реально были больные, а где таким образом стёрты как личности завистниками. Ведь сколько оговорено талантливых людей в мемуарах окололитературными, из их же окружения, выдававших себя за друзей. Вторые сделали себе имя на этих самых «воспоминаниях», непременно выставляющих известную личность с плохой стороны.

Что касается литературной жизни: я только на миг увидела по-настоящему творческую атмосферу среди профессионалов, вскоре уничтоженную карантином. Увидела немногих людей из мэтров, которые искренне радеют за культуру, сами продолжают развиваться и помогают малоизвестным писателям. Но в придачу я увидела умело расставленные силки интриганов, которые вместо того, чтобы совершенствоваться, топят талантов вокруг себя (второе для  них, стало быть, легче),  узнала, как обливают желчью и критиканством отлично созданные произведения, как замалчивают авторов и как писательскую судьбу решают бездарности, как много зависти, соперничества и неблагодарности, как недостойные работы получают высокую оценку жюри и поддерживаются премиями, публикациями и эфирами (не все, конечно, и не везде, но часто!).

Выводы о затратах на рекламу, организацию презентаций, платные сервисы и публикацию книг: ну не смейтесь, дочитайте до конца… Чтобы они окупились, как раз-таки и нужно выпускать по 1 книге в месяц крупным тиражом в крупном издательстве, не растрачивая себя на качество и смысл, чтобы они были непременно непонятными или в виде сценария к кинофильму в переводе онлайн-переводчика, а, может, вопиюще пошлые, садистские или порнографические. В принципе, картины шизофреников интереснее и занимательнее, чем у Ван Гога, просто не раскручены… Представляете, сколько непризнанных гениев?

Как не позавидовать тут труженикам сериалов или блогерам? За день съёмок первые или за рекламу на своей странице в соцсети вторые – получают от 100 000 рублей, и не важно, что кинематографические авторитеты их не называют «первой величиной», а их вклад в культуру сомнителен… Что ж, спрос рождает предложение. Рынок и культуру поглотил.

Стало быть, правильно продиктовало мне наитие воткнуть в книгу «ОТ: ума, воображения, сердца» то, что и рассказом-то не назовёшь – «Роман в смс-ках» (Поясню: в данном сборнике представлена эволюция рассказов о русском слове: от «Фил-фак» и «Червивая интервенция» до этого нарочитого примитива). Видно, настало то время, когда писателям дорога в затвор или в инфобизнес, чтобы хотя бы в рекламе присутствовала грамотность, однако ошибки имеют маркетинговую «фишку» для привлечения внимания публики с образованием, так что особо нетерпящим словесную фальшь и тут «не формат». А может, искать применение своим навыкам в копирайтинге-рерайтинге, придавив талант к макулатурному уровню? Короче говоря, пришли те дни, когда общество заслуживает «литературу» уровня «Роман в смсм-ках». Что ж, «по мощам – и миро»!

В принципе о том, что художественная литература давно не нужна читателям, я говорила два года назад на встрече с Читателями. Общество всё больше похоже не на живущее, а на выживающее, то есть ему, реально, не до искусства, а коли так, то это показатель очень плохой экономической и политической ситуации. Если рассматривать, опираясь на опыт истории, то такое явление происходит в периоды брожения умов, то есть накала общественного недовольства на фоне низкого уровня жизни большинства, а ещё в военное время.

Разумеется, все сии субъективные выводы и разочарования, вовсе не повод не писать и не заниматься любимым делом. Они всего лишь данность, видение современной ситуации и результат давно неработающих шаблонов. А потому вкладывая силы, средства, время следует отдавать себе отчёт, что на выходе ожидать нечего, кроме того, что совесть твоя чиста: единицы сегодня оценят, массово — уже никогда, ибо в будущем искусство востребовано не будет, впрочем, и ныне уже так.

Бесполезно переживать на счёт того, что всё происходит не по тому благополучному сценарию, который манит к себе образцом судеб писательских из недавнего прошлого: издал книгу – получи почёт, гонорар, общественную значимость и влияние на культуру (По факту не у всех и не всегда так было замечательно!). К тому же, если переживать из-за общепринятого в дурдоме среди дураков дураками, да при этом к ним лезть с наставлениями, чтобы что-то исправить, для чего растрачивать себя на изучение и понимание их мироустройства, то недолго к ним в палату присоседиться, в их славный кружочек по интересам. Боже, упаси!

Итак, я прекрасно понимаю, в какую сторону двигаться: нет никакого тупика, есть пересмотр ценностей. Продолжаю работать над очередной книгой: больше никаких страданий и художеств, призывов обратить внимание на те или иные социальные проблемы, никаких вечных тем и морализаторств. Всё тщетно и никому не нужно. Мир катится к своему завершению, и с этим уже ничего не поделать: никто не ценит и не умеет разглядеть мастерства, а если и разглядит, то непременно постарается стянуть на худший уровень или изощриться ещё как-то уничтожить… Редкий Человек сегодня способен сорадоваться, углубляться, внимать (спасибо, что Вы всё ещё существуете!). Так кому нужна такая добровольная Голгофа? Ни писателю, ни Читателю. Замучились люди страдать, им нужно то, что практически облегчит жизнь: например, книга рецептов по изготовлению самогона.

И коль скоро писательство остаётся моим хобби (тут нужно понимать, я бы рада сделать это профессией, да меня не спрашивали!), то моя новая книга — нет, не рецепты и не 33 топовых способа похудеть, она снова не будет похожа ни на одну из предыдущих, а ещё не всякий сумеет ею воспользоваться (причину я поведала на презентации). Всё идёт как Бог ведёт. Ново и даже интересно!

«И не неважно, кто я, музыкант или писатель, артист или художник, учитель или врач, кассир или электрик, холёный депутат или слепой собиратель прищепок, знаменит или безызвестен, беден или богат – отныне, лишь коснувшись струн, я сознательно, свободно сольюсь с инструментом воедино и по-настоящему проживу каждую секунду, расточая себя без сожаленья, без остатка, ибо моему ремеслу внемлет Бог!» *

* Цитата из моего рассказа «Бисер на асфальте», сборник рассказов «ОТ«

Елена Дубровина

март 2021 года

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Анти-спам: выполните заданиеWordPress CAPTCHA