В виртуальном кабинете писателя

В виртуальном кабинете писателя

Для чего я, вообще, презентую книги и пишу о других авторах? Для того, чтобы у Читателя была альтернатива, чтобы не поглощал всё подряд, что предлагает рынок (а он порой предлагает книги очень низкого качества), но чтобы мог выбрать, подходит ли ему автор, близок ли ему по духу, безопасно ли для психики погружаться в его художественный мир, даёт ли какую-то пользу, ответы на вопросы?

А для чего Читателям читать? Писатели, кстати, тоже ведь чьи-то Читатели.

У людей есть несколько источников жизненного опыта: свои собственные шишки, чужие шишки, то есть чей-то пример и знания, и, собственно, – книги как чужой опыт и, опять-таки, чьи-то шишки… Хорошие книги расширяют наш кругозор, а широкий кругозор предоставляет больше выбора и больше вариантов для решения жизненных задач. Однако, следует хотя бы немного ориентироваться, чтобы выбрать для себя нужную книгу. Скажу прямо: сборник рассказов «ОТ: ума, воображения, сердца» – не для всех!

Этот сборник я создавала более 2-ух лет. В него так же вошли несколько старых произведений, ибо по теме нашли себе пристанище. Эта книга интересная, но для разового прочтения. Хотя такие рассказы, как «Цвет безобразия», «Бисер на асфальте», «Незваные гости», «Правильная снежинка» могут быть глубже поняты далеко не с первого прочтения, они с филологической точки зрения созданы виртуозно. Возрастное ограничение: 18+. Сборник светский. Стоит отметить: в него изначально не закладывалось задачи вызывать сильных эмоций у Читателя, к тому же автор максимально абстрагировался от персонажей, не показывая своего к ним отношения, выводы предоставил делать самому Читателю, потому сравнений с предыдущими книгами не делайте. Впрочем, ценность этой работы для многих проявится не сразу, позднее, когда найдётся подтверждение в окружающей действительности того, что в ней сказано.  

Книга «ОТ: ума, воображения, сердца» – несомненно, посвящена творческим людям, она о любви к ремеслу, к мастерству, к призванию. И не только.

Книга так же беспощадно рисует правду жизни и заявляет о том, что мир далеко не чёрно-белый, а имеет широчайшую палитру. Не стоит ограничивать себя восприятием всего вокруг с делёжкой на «хорошо» и «плохо». Но как тут полюбишь плешивого подростка-хулигана с IQ цыплёнка или стриптизёршу, которую интересуют только гонорары? Увы, и такие персонажи встречаются в этой книге. Сложно не осудить, но увидеть причину их деградации.

В предыдущем сборнике «Я тут» – всё понятно, мы легко принимаем сторону одних персонажей и сопротивляемся другим. А в «ОТ» всё – неоднозначно! Эта книга призвана показать, что в жизни этих персонажей есть плохие обстоятельства, которые послужили причиной их собственной плохости. А суметь их не осуждать: вот это уровень уже плохости нашей, и не каждый этот экзамен пройдёт. Хороших-то любить легко. Вот именно такие рассказы показывают нам, способны ли мы принимать настоящих людей, не хороших / не плохих, а со своими демонами и ангелами?..

Я не смогу говорить о новой книге «ОТ» без предыдущей под названием «Я тут». И не потому, что автора целесообразнее рассматривать в развитии его творчества на протяжении многих лет (это давно никому неинтересно). И не потому, что она моя любимая, и, несомненно, – удачная с точки зрения филолога: это жанр современных православных рассказов, доведённый до их классического образца (по крайней мере я к этому стремилась и удовлетворена результатом).

Просто однажды столкнулась с бурной негативной реакцией на «Я тут» нескольких индивидов, и попыталась разобраться: что же этих людей в ней так взбесило? И вот, спасибо им большое, они натолкнули меня на мысль написать в ином ключе, убрав всего лишь один компонент, как раз тот, от которого их так коробит.

Я задалась вопросом: будут ли без него рассказы профессионально написаны и будут ли отражены идеи? Да: «Цвет безобразия», «Бисер на асфальте», «Незваные гости». Однако, читатели «Я тут» заметят сразу – в новом сборнике чего-то остро не хватает! Что это за компонент?

Заметьте, книга даже обезглавлена, то есть в ней намеренно нет одной главы. Если в «Я тут», созданной для широкой публики, этот компонент вложен, органично существует, ощутим контекстуально и ясен без слов, то в новом сборнике – отсутствует.

«ОТ: ума, воображения, сердца» сложный, искусственный и неживой сборник-иллюстрация. Содержание и форма в нём едины. Они полностью отвечают идее. Обложка: три свободные птицы, раздирающие слово служебной части речи – предлог «от». Они символизируют триединство человека: Дух, душа и тело, которые часто дисгармоничны между собой и буквально раскалывают на части, сея тревоги, сомнения, уныние, злость (Для человека разрушительна такая разобщённость его составляющих, когда желает одного, говорит о другом, а делает третье). Результаты наших дел как раз и несут печать того, что нас переполняет: от Духа, от души и от тела.

Кто хорошо знаком с моим творчеством, тот знает, что если я говорю примитивным языком, то не для того, чтобы добавить книге объёма или от скудости словаря, а потому что за этим кроется замысел. Так вот, почему же среди профессионально написанных рассказов, и даже преисполненных высокопарных поэтических витийств, помещён такой «примитив», как «Роман в смс-ках»?

Призываю посмотреть на книгу в целом! В ней дана эволюция рассказов о русском слове. «Фил-фак» – момент закладки кирпичом аудитории, где в этот момент обучались филологи, – это реальный случай из жизни, который говорит о многом. Далее рассказ – «Червивая интервенция» о сленге в It-сфере, этот рассказ был написан очень давно, но до сих пор не потерял своей актуальности. Примитивный «Роман в смс-ках» – это как раз та «литература», которой удостоится общество, замуровавшее филфак, упразднившее профессию писателя и коверкающая тот язык, на котором мыслит.

Лейтмотив сборника – «Суть дел человеческих». Тема раскрывается всей книгой в целом, а не рассказами по отдельности. Она рассматривается с разных сторон. И, да, она изучена, и она закрыта, и ответ получен: и каковы они, эти дела, если не имеют духовной опоры? Однобоки, неполны и мало трогают сердце Читателя. Впрочем, что и следовало не просто доказать, но и проиллюстрировать серией реалистичных и фантастических рассказов.

А что касается писательского ремесла или искусства в целом, то работа над книгой привела меня к пониманию масштаба писателя. Я пришла к выводу, что этот масштаб очевиден в его работах, с условием, что он работает в настоящем времени, твёрдо базируясь на классических традициях; обязательно с оглядкой на Вечность; одной рукой держится за предков; другой тянется к потомкам. Визуально получается такой своеобразный писательский крест, возможный только при гармонии триединства человеческого.

Почему я заявила в аннотации, что эта книга адресована литературным интеллектуалам? Вовсе не потому, что она будет непонятна широкой публике. Книга уже апробирована, легко и быстро читается, почти верно истолковывается и вовсе не «заумь беспросветная». Всё дело в том, что мне бы очень хотелось, чтобы были замечены и оценены литературные приёмы, способы воплощения идей.

Кому из русских классиков я близка по стилю? Думаю, ни к кому, я работаю в своём ключе и стараюсь избегать подражания, однако из любимых писателей у меня Лесков. Именного его поиск вечного в маленьком человеке, я продолжила в «Я тут», поскольку это оказалось интересным и актуальным и в моё время, но сделала это по-своему. А по поводу сравнений с Чеховым, так мы абсолютно по-разному пишем, совершенно по-разному воплощаем идеи. Однако этот писатель сыграл большую роль в моей жизни. Когда я раздумывала продолжать ли мне заниматься писательством, то мне знакомая библиограф дала почитать письмо Антона Павловича к одной начинающей писательнице по имени Елена Дубровина. Вот вам и связь поколений! Я с благодарностью приняла его совет так, будто он адресован мне.

Как мне далась эта книга? Тяжело. Женщины знают, пока они вынашивают ребёнка, то временно перенимают его характер, так и писатель заболевает, когда пишет о неблагополучных людях или сложных ситуациях, ему сложно. Потому тема закрыта, и я к ней больше не вернусь. Кстати, в сборнике имеются страшные рассказы: «По ту сторону отчаянья» и «Напиши свою реальность» – чувствительным людям их читать строго не рекомендую! И есть эротический рассказ без эротики: «Он, Она и Ночь», который лишён пошлости, нестандартно и ярко, при этом деликатно иллюстрирует современную проблему взаимоотношений.

Итак, как бы там ни было, а книга «ОТ» – это отражение нашей действительности, потому Вы сей труд оцените спустя какое-то время, не сейчас, когда настоящее перетечёт в прошлое и будет осмыслено.

Отзыв крупного литератора современности, редактора международного литературного исторического журнала «Берега»: здесь

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Анти-спам: выполните заданиеWordPress CAPTCHA