Зернышко 17

классикаДрузья мои, как хорошо, как полезно изучать классические произведения любых форм и жанров!

Ведь  «всяко даяние благо и всяк дар совершен свыше есть» (Иак. 1:17), а потому, будучи высокоморальными и полезными, они дают нам богатый жизненный опыт, быть может именно он, позволит нам уберечься и не совершить ошибок, о которых предостерегают классики.

Классика — это те произведения, которые актуальны всегда, во все времена, потому что затрагивают «вечные» проблемы, потому что гармоничны по содержанию и форме, потому что не противоречат Богу! С этих позиций ее и надобно рассматривать. Увы, неумело преподнесенное произведение, например, для бездумной зубрежки в школе, может на всю жизнь вызвать отвращение. А чтобы понять, нужно обдумать, достигнуть сути и это бывает очень увлекательно, если обсуждать произведение с детьми, с родными, с друзьями…

Но не менее интересно и полезно узнавать о жизни самих классиков, о их поисках Истины, душевных терзаниях и радостях, о их достижениях, промахах и ошибках.

Был такой случай, о котором мало кто знает, но который очень интересно характеризуют нашего любимого поэта Александра Сергеевича Пушкина и митрополита Филарета Московского, который зорко следил за моральным обликом, врученной ему Богом, паствы. И кто здесь гениальный поэт, судите сами.

отрывок из статьи священника Константина Пархоменко

«Удивительная икона»

Филарет Московский и Пушкин

Двадцать лет назад митрополит Филарет был прославлен в лике святых. Но почему на иконе изображен Пушкин?..

Эта необычная икона опирается на одну интересную историю, о которой не все знают.

В 1828 году Александр Пушкин пишет стихотворение:

 Дар напрасный, дар случайный,
 Жизнь, зачем ты мне дана?
 Иль зачем судьбою тайной
 Ты на казнь осуждена?
 Кто меня враждебной властью
 Из ничтожества воззвал,
 Душу мне наполнил страстью,
 Ум сомненьем взволновал?
 Цели нет передо мною:
 Сердце пусто, празден ум,
 И томит меня тоскою
 Однозвучный жизни шум.
 26 мая 1828

 

Это стихотворение гениального поэта прочитал митрополит Филарет и, взволновавшись, написал поэту ответ:

 Не напрасно, не случайно
 Жизнь от Бога нам дана,
 Не без воли Бога тайной
 И на казнь осуждена.
 Сам я своенравной властью
 Зло из темных бездн воззвал,
 Сам наполнил душу страстью,
 Ум сомненьем взволновал.
 Вспомнись мне, Забвенный мною!
 Просияй сквозь сумрак дум, –
 И созиждется Тобою
 Сердце чисто, светел ум.

 

По воспоминаниям современников, Пушкин был поражен этим стихотворным ответом церковного иерарха. Именно с этого времени начался процесс воцерковления Пушкина. Он по-настоящему пришел к вере, и его стихи последующих лет однозначно свидетельствуют о духовной эволюции поэта.

В знак благодарности митрополиту Филарету Пушкин пишет вот какое стихотворение:

В часы забав иль праздной скуки,
 Бывало, лире я моей
 Вверял изнеженные звуки
 Безумства, лени и страстей.
Но и тогда струны лукавой
 Невольно звон я прерывал,
 Когда твой голос величавый
 Меня внезапно поражал.
Я лил потоки слез нежданных,
 И ранам совести моей
 Твоих речей благоуханных
 Отраден чистый был елей.
 И ныне с высоты духовной
 Мне руку простираешь ты,
 И силой кроткой и любовной
 Смиряешь буйные мечты.
Твоим огнем душа согрета
 Отвергла мрак земных сует,
 И внемлет арфе Филарета
 В священном ужасе поэт.

 

(Впоследствии, чтобы не было привязки именно к митрополиту Филарету, Пушкин для печати предложил другую концовку:

 Твоим огнем душа палима
 Отвергла мрак земных сует,
 И внемлет арфе серафима
 В священном ужасе поэт.)

 19 января 1830

Вот об этом эпизоде из жизни великого святителя Филарета и повествует икона.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Анти-спам: выполните заданиеWordPress CAPTCHA