Друзья мои, как хорошо, как полезно изучать классические произведения любых форм и жанров!
Ведь «всяко даяние благо и всяк дар совершен свыше есть» (Иак. 1:17), а потому, будучи высокоморальными и полезными, они дают нам богатый жизненный опыт, быть может именно он, позволит нам уберечься и не совершить ошибок, о которых предостерегают классики.
Классика — это те произведения, которые актуальны всегда, во все времена, потому что затрагивают «вечные» проблемы, потому что гармоничны по содержанию и форме, потому что не противоречат Богу! С этих позиций ее и надобно рассматривать. Увы, неумело преподнесенное произведение, например, для бездумной зубрежки в школе, может на всю жизнь вызвать отвращение. А чтобы понять, нужно обдумать, достигнуть сути и это бывает очень увлекательно, если обсуждать произведение с детьми, с родными, с друзьями…
Но не менее интересно и полезно узнавать о жизни самих классиков, о их поисках Истины, душевных терзаниях и радостях, о их достижениях, промахах и ошибках.
Был такой случай, о котором мало кто знает, но который очень интересно характеризуют нашего любимого поэта Александра Сергеевича Пушкина и митрополита Филарета Московского, который зорко следил за моральным обликом, врученной ему Богом, паствы. И кто здесь гениальный поэт, судите сами.
отрывок из статьи священника Константина Пархоменко
«Удивительная икона»
Двадцать лет назад митрополит Филарет был прославлен в лике святых. Но почему на иконе изображен Пушкин?..
Эта необычная икона опирается на одну интересную историю, о которой не все знают.
В 1828 году Александр Пушкин пишет стихотворение:
Это стихотворение гениального поэта прочитал митрополит Филарет и, взволновавшись, написал поэту ответ:
По воспоминаниям современников, Пушкин был поражен этим стихотворным ответом церковного иерарха. Именно с этого времени начался процесс воцерковления Пушкина. Он по-настоящему пришел к вере, и его стихи последующих лет однозначно свидетельствуют о духовной эволюции поэта.
В знак благодарности митрополиту Филарету Пушкин пишет вот какое стихотворение:
(Впоследствии, чтобы не было привязки именно к митрополиту Филарету, Пушкин для печати предложил другую концовку:
19 января 1830
Вот об этом эпизоде из жизни великого святителя Филарета и повествует икона.