В доме Бунина – яркие мгновения весны

Щёлоков Поклоняюсь мгновеньямВ ДОМЕ БУНИНА – ЯРКИЕ МГНОВЕНИЯ ВЕСНЫ

Я живу на земле, я любовью живу
И. Щёлоков, Поклоняюсь мгновеньям

В невероятно тёплой атмосфере в гостеприимном доме Ивана Алексеевича Бунина 7 апреля состоялся творческий вечер поэта, главного редактора литературного журнала «Подъём», председателя ВОСПР И.А. Щёлокова.

События последних лет мешали провести презентацию, трижды откладывая её, и как же всё хорошо сложилось этой весной! Вниманию публики было представлено сразу два сборника: эссе – «Вечные странники» (2021 г.) и поэтический – «Поклоняюсь мгновеньям» (2022 г.).

Щёлоков Поклоняюсь мгновеньям Вечные странники

Спасибо за чудесный подарок! Кроме того, что сама встреча стала ярким событием, так и книга с добрыми пожеланиями от автора уже с удовольствием прочитана!

Подарком же от меня и от Лидии Довыденко, прозаика, публициста, литературного критика, секретаря СПР, члена Союза журналистов России, кандидата философских наук, главного редактора литературно-художественного журнала «Берега», стала литературоведческая статья о книге «Вечные странники» – «Два крыла – два берега». Статью можно будет прочитать на сайте редакции, после выхода журнала №48 (2) 2022 г., перейдя по указанной ссылке.

Удивительна биография Ивана Александровича: он с детства выбрал свой путь – путь литератора, горячо любил и любит Лермонтова и Грибоедова, мечтал работать в редакции «толстого» журнала (если кто-то не знает, то это термин объёмного периодического издания). Его вдохновлял вид из окна кабинета в Доме Бунина, где ранее располагалась редакция журнала «Подъём»:

Красный паук на чёрной земле.Щёлоков Поклоняюсь мгновеньям Вечные странники
Лето в разгаре – от края до края.
Солнце букашкой на пыльном стекле
Радугу чертит, лучами играя.[1]

 

Здесь же было написано «Эссе на фоне дождливого летнего утра. Вечные странники», где автор сравнивает людей с тучками.

На страницах поэтического сборника оживают картины природы, города, малой Родины, воспоминания детства и юности – всё через призму искренней любви. Но то и дело их сменяют печальные образы. Автор с тревогой смотрит в будущее, чутким сердцем поэта подмечая разрушительные предпосылки в окружающем мире:

Назад обернусь – докучно,
Вперёд загляну – тревожно,
Высокая дремлет тучка,
Ей всё в этом небе можно.[2]

 

Причина, вероятно, в урбанизации, оптимизации, цифровизации, глобализации – да мало ли какие там «-ации» портят и вид из окна, и самого человека, лишая открытости и добрых чувств?! Автор на творческом вечере поделился стихами с юмористическими нотками, но одновременно полные негодования о том, что за окном его дома – мёртвая бетонная стена небоскрёба. Созвучны этому же настроению и следующие строчки:

Стервенеем, черствеем, звереем.
Чем цивильней живём, тем подлей.
И друг друга прощать не умеем,
И стыдимся казаться милей.[3]

 

Щёлоков Поклоняюсь мгновеньям Вечные странникиили

Не по сердцу живём, не по солнцу –
Кто как хочет и кто как привык…
Иссушаем себя как болотца,
Глушим душу, как в речке родник. [4]

 

или

Годы торопят, и жизнь нарасхват –
Оптом, в рассрочку и просто поштучно.
Разве из нас кто-нибудь виноват,
Что оказался в цивильной толкучке?[5]

 

Однако лирический герой мучительно осознаёт то, что он – всего лишь человек своего времени: «И капризным ребёнком прогресса / Ненавижу его и люблю»[6].

Тема познания себя для лирического героя очень значима, она встречается в стихах разных лет: «Где ты всего лишь нить, продетая в ушко»[7] или «Кто я в вере? Кто в миру? / В радости и горе?»[8].
В стихотворении «Когда-то был я октябрёнком», затем пионером, комсомольцем, коммунистом, то есть пережил различные социальные роли, оказывающие сильное влияние на личность, вывод печально саркастичен:

Щёлоков Поклоняюсь мгновеньям Вечные странникиКогда-то был я тем и этим,
С реальным именем, судьбой.
Теперь я ник в глобальной Сети,
Мне никогда не стать собой. [9]

 

Лирический герой рассказывает о своём прошлом, но не изменил себе, а именно своей главной роли – человеческой, с живой душой и пламенным сердцем:

Я свободно и прямо хожу по земле.
Весь открыт для ветров из любой стороны…
Не вздувается пламя в остывшей золе,
Затухают сердца, если души больны.
<…>
Для того и дано имя мне – человек.
Остальное – всё ложь с погруженьем в молву.
Дни идут и идут, не кончается век…
Я живу на земле, я любовью живу. [10]

 

Частая отсылка к прошлому у автора не следствие того, что он относится к старшему поколению писателей-современников, не просто ностальгия и уважение к истории, это постоянная попытка сравнить происходящие сегодня с прошлым, как с лучшим и ясным временем, когда была стабильность, открытость, ценились дружба, верность, честность, служение и бескорыстие. Современность лжива именно тем, что искажает значение слов и мотивов. По этой причине сегодня в результате кипучей суетливой деятельности людей нет созидания, нет радости от результатов труда, но лишь печаль и разочарование. Да хотя бы взять тот же небоскрёб, который нагло захлопнул пространство возле окна поэта. И только в окошко музея, старинного здания, в котором жил когда-то Бунин, можно увидеть небо…

Щёлоков Поклоняюсь мгновеньям Вечные странникиЛирический герой сомневается, нужны ли в век цифровизации поэты? Но всё-таки с утешением и гордостью называет поэта – «человеком с передовой»:[11] потому что «Мы не племя – мы пламя, мы пламя…»; потому что «Русской речью заморское слово / Вышибает восставший Донбасс»; потому-то «Смертный смрад отползает на запад, / Зыбкой свежестью дышит восток» [12], ибо сакральное значение имеет русское слово – «русское слово – от Бога»[13]!

Между тем, строки произведения «Мы не племя – мы пламя, мы пламя», свежей раной написанные ещё в 2015 году в ответ на агрессию украинских нацистов против своего же народа, с той же болью звучат и сегодня.

Для меня примечательно, что стихи Ивана Александровича Щёлокова прямы, понятны, искренни в своих лирических переживаниях, без путающих витийств, читаются легко. Он не любит затуманивать смыслы, потому что видит мудрость не в умении выдавать за глубину непознанную даже самим автором неясность, но опыт, личные наблюдения за изменчивой жизнью, способность уловить самые яркие мгновения.

Прекрасные картины, чудесные метафоры, на мой взгляд, – это образец чуткости и утончённости, это живопись словом:

Щёлоков Поклоняюсь мгновеньям Вечные странникиПокой не нарушу…
Сквозь тонкую грань
Ладошками в душу
Свисает герань.[14]

 

или

Каркнет ворон – встрепенётся сердце,
Дрогнет ветка – обомрёт душа.
С неба осень в золотую дверцу
Выйдет, словно пар из шалаша.[15]
Автор считает, что живыми и объёмными поэтические произведения делают умение живописать словом в палитре, оправданной содержанием, и умение подарить словам звучание. 

Как прекрасны, почтительны, трогательны благодарные строчки к дорогой супруге – такое преклонение перед любимой женщиной свойственно только мужественному широкому сердцу:

Щёлоков Поклоняюсь мгновеньям Вечные странникиКак прах вчерашний, капюшон смахну,
И хлынет мир весёлый и цветастый
В мои зрачки. К твоей руке прильну
И тихо прошепчу: «Владей и царствуй!»[16]

 

Автор не только рисует словами точные образы, он ещё гармонизирует стихи композиционно. Например, «Суд небесный, суд земной…» в соответствии с содержанием удачно замыкается в круг, иллюстрируя смену поколений, одинаковый для каждого путь от рождения до «листопада». Пейзажная зарисовка или философия жизни? Тут уже читатель сам для себя делает выбор, стихотворение с любой стороны – прекрасно:

Суд небесный. Суд земной…
Первомайский парк. Прохлада
Стелет первою листвой
Две дорожки у ограды.

 

И заканчивает автор четверостишием, которое возвращает к началу, как у Блока с его «Ночь, улица, фонарь, аптека», но к началу смысловому, поскольку картина видоизменяется, добавляется радостный звук и сладкий аромат, потому что суд небесный – он иной, нежели земной, и потому что лирический герой выбрал отрадный путь, по душе:

Колокольный медный звон.
Сладок утренника ладан.
Суд небесный – радость, сон.
Парк. Начало листопада.[17]

 

В целом для меня поэзия И.А. Щёлокова предстала в образах неба, туч, сосен, осеннего Воронежа, зимней деревни и тревоги о будущем. Чрезвычайно интересно знакомство с уникальным миром лирика, человека с большим литературным и, вообще, жизненным опытом! Меня восторгает как много Иван Александрович делает для культуры, сколько уникальных книжных проектов им создано! Когда же он находит время писать с упоением, а потом с таким же упоением декламировать так, что творческая встреча уже никогда не забудется?!

Публика с поэтом в унисон смаковала мгновения – ценные, по-весеннему тёплые, светлые, мирные, поэтичные, душевные…

 

© — статья Елены Дубровиной
рубрика «Колики»

 

Примечания

_____________

[1] Красный паук на чёрной земле. / Иван Щёлоков. Поклоняюсь мгновеньям. Стихи разных лет, поэма. – В., 2022. – С. 69.

[2] Назад обернусь – докучно. / Иван Щёлоков. Поклоняюсь мгновеньям. Стихи разных лет, поэма. – В., 2022. – С. 84.

[3] Стервенеем, черствеем, звереем. / Иван Щёлоков. Поклоняюсь мгновеньям. Стихи разных лет, поэма. – В., 2022. – С. 10.

[4] А болото – всего лишь болото. / Иван Щёлоков. Поклоняюсь мгновеньям. Стихи разных лет, поэма. – В., 2022. – С. 27.

[5] Годы торопят, и жизнь нарасхват. / Иван Щёлоков. Поклоняюсь мгновеньям. Стихи разных лет, поэма. – В., 2022. – С. 136.

[6] Стервенеем, черствеем, звереем. / Иван Щёлоков. Поклоняюсь мгновеньям. Стихи разных лет, поэма. – В., 2022. – С. 10.

[7] Не будем говорить о вечном, о великом. / Иван Щёлоков. Поклоняюсь мгновеньям. Стихи разных лет, поэма. – В., 2022. – С. 26.

[8] Дивногорье. / Иван Щёлоков. Поклоняюсь мгновеньям. Стихи разных лет, поэма. – В., 2022. – С. 21.

[9] Когда-то был я октябрёнком. / Иван Щёлоков. Поклоняюсь мгновеньям. Стихи разных лет, поэма. – В., 2022. – С. 129.

[10] Не сгорал над костром мотыльком на лету. / Иван Щёлоков. Поклоняюсь мгновеньям. Стихи разных лет, поэма. – В., 2022. – С. 131.

[11] Служение пуще охоты. / Иван Щёлоков. Поклоняюсь мгновеньям. Стихи разных лет, поэма. – В., 2022. – С. 47.

[12] Мы не племя – мы пламя, мы пламя. / Иван Щёлоков. Поклоняюсь мгновеньям. Стихи разных лет, поэма. – В., 2022. – С. 57.

[13] Скучая по русскому слову. / Иван Щёлоков. Поклоняюсь мгновеньям. Стихи разных лет, поэма. – В., 2022. – С. 81.

[14] За трепетной гранью… / Иван Щёлоков. Поклоняюсь мгновеньям. Стихи разных лет, поэма. – В., 2022. – С. 5.

[15] Ничего я не имею против. / Иван Щёлоков. Поклоняюсь мгновеньям. Стихи разных лет, поэма. – В., 2022. – С. 13.

[16] Давно не целовал твоей руки. / Иван Щёлоков. Поклоняюсь мгновеньям. Стихи разных лет, поэма. – В., 2022. – С. 132.

[17] Суд небесный. Суд земной. / Иван Щёлоков. Поклоняюсь мгновеньям. Стихи разных лет, поэма. – В., 2022. – С. 12.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Анти-спам: выполните заданиеWordPress CAPTCHA