От сердца к сердцу
Творческая встреча в областной универсальной научной библиотеке имени И.С. Никитина.
– Здравствуйте уважаемые зрители, читатели и почитатели книг и чтения! Меня зовут Галина Михеева. Сегодня я рада приветствовать в нашей библиотечной студии достаточно известного воронежского писателя, литературоведа, педагога, руководителя издательской студии PROfectus – Елену Васильевну Дубровину.
– Здравствуйте!
– Здесь, я хочу заметить, что Елена Дубровина известна не только воронежскому читателю. Произведения Елены Дубровиной публиковались в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде и даже за рубежом.
Елена Васильевна, совсем недавно в Вашей жизни произошло очень приятное и радостное событие: вы стали членом Союза писателей России. Поделитесь своими впечатлениями, эмоциями и как долго Вы шли к этому событию?
– Это, действительно, большое событие для меня и ценный опыт, поскольку было много препятствий, которые пришлось преодолеть. Шла я к этому три года, интенсивно работая над книгами, над подачей, осваивая новые жанры, экспериментируя, чтобы показать литераторам, что я – профессионал, и писательство – это моё место, призвание и даже служение. К сожалению, я на себе узнала, как бывает, когда замалчивают авторов окололитературные индивиды, но одновременно с этим, я узнала, как талантливые коллеги по перу поддерживают друг друга, как много они сами пережили трудностей на этом поприще, и что интриги и зложелательсво, это неотъемлемая часть успеха. И за каждый голос, отданный за меня, за хорошие рецензии, я всем сердцем благодарна!
– Писательский талант – как музыкальный слух: одни считают, что с ним нужно родиться, а другие, напротив, что необходимы постоянные тренировки, занятия, практика.
– Обе стороны правы. Писательство – это ремесло, которому можно научиться, а ещё это искусство – которое ждёт своих талантов. Практика и дар от природы в слияние дают отличный результат и даже гениальность. Но, помимо этого, писателю нужно постоянно расширять свой кругозор, получать знания в совершенно различных профессиональных областях. Обучение ведь идёт непрерывно: мы черпаем опыт из книг, прослушанных лекций, набиваем его не только собственным лбом, но и перенимаем у опытных наставников, у классиков, у различных видов искусств, в науке, нарабатываем его пребывая в творческой среде студий и даже в абсолютно убийственной для творчества атмосфере, наблюдая за жизнью, созерцая себя и природу, общаясь с совершенно разными людьми.
Чтобы творить нужно наполняться, и наполняться хорошим, мудрым, полезным, ведь от избытка сердца – глаголят уста (Ев. от Мтф.12:34)
– По-вашему: кто такой профессиональный писатель?
– Думаю, масштаб писателя измеряется тем крестом, который он несёт, ведь сам он, как правило, вне времени, вне политик, вне моды, от чего ему бывает одиноко и голодно: творит душой с оглядкой на вечность; твёрдо базируется на классических традициях и общечеловеческих ценностях, пророчески улавливая любые перемены в современности; одной рукой держится за предков и хранит добрую память о них; другой устремлён к потомкам, чая их благополучия. Понимаете? Получается такой писательский крест.
– Елена Васильевна, каков был Ваш путь в литературу, литературный процесс? Он был трудным, тернистым или напротив?
– Путь в литературу был сложен. Честно говоря, когда начала писать, то о писательстве не помышляла, мне просто понравился это вид искусства (я ведь искала себя в музыке, играя на скрипке и гитаре, была солисткой в школьной группе, посещала изостудию, танцы). Но когда у меня начали получаться серьёзные литературные вещи, то вдруг профессию писателя упразднили, лишив всяческих привилегий; коммерция подпортила читательский вкус и стала искусственно насаждать жанры и темы, которые либо развлекают, не давая серьёзной пищи для ума, либо растлевают и играют на пороках, усугубляя их. Так, если вы не маньяк, не мошенник, не шизофреник, то есть современные литературные и кинематографические произведения, которые этому с лёгкостью научат.
Коммерческий подход к словесному искусству создаёт такие условия авторам, при которых обесценивается их художественное мастерство, эрудиция, страдает глубина проработки произведений, и становятся невостребованными профессионально написанные полезные, образовательные и художественно значимые книги, в то время как очень часто тиражами, премиями и победами в конкурсах, бурным пиаром в СМИ поощряются порой не лучшие книги. Их потом дарят к заказу в книжном магазине, потому что они никому не нужны.
Понимаете, пока вы несколько лет работаете над книгой, кто-то написал три поверхностных «злободневневки», и оттолкнул вас далеко в очередь.
Не хочу сказать, что «коммерция» – это плохое явление, оно необходимо для функционирования общества. Я имею в виду перегиб в сторону выгоды с уклонением от нравственности. Страдает ведь качество: посмотрите сами, всё, что потребляем, дорожает в цене, но при этом качество только падает.
Например, чтобы плодить невежд, достаточно открыть кассу для пересдачи экзаменов в вузе, это давно во всю работает в некоторых образовательных учреждениях, невзирая на качество преподавания и плату за обучение. К чему это приводит? С одной стороны, вроде, польза, вклад в развитие учреждения, воспитательная мера. С другой: старательных бюджетников и толковых учеников будет выгодно «заваливать», а неучи с чеком будут переходить с курса на курс. И потом эти люди нас лечат, учат и нами управляют!.. Получается, результат – плох, а решение завести такую кассу зависит от нравственных установок руководства.
Вот в такие условия я попала. Естественно, что была дезориентирована. Пришлось самостоятельно прокладывать свой путь, пробовать разные жанры, затрагивать разные темы, я даже хоррор пробовала, так как мне предложили участие в питерском сборнике, но я рада, что не изменила своим убеждениям, и на это всё-таки не пошла.
Итак, у меня была уже читательская аудитория, я публиковалась, и тогда встретила триаду литераторов, которых считаю своими наставниками, они-то и завершили процесс моего становления как зрелого писателя. Благодаря им, я захотела вступить в Союз писателей России. Это Сергей Прокофьевич Пылёв, Лидия Владимировна Давыденко, Лидия Андреевна Сычёва. Люди просто так не появляются в нашей жизни! Они мне помогли устоять в выбранном направлении.
Сегодня многие говорят о том, что писать начали с детства, но это не всегда показатель профессионализма. По опыту вижу, что новые знания, выдёргивающие из стабильности и привычного, барьеры, тупики, преткновения становится точкой нашего роста. Поэтому я скажу, что лично для меня важно «сейчас»: то, что я делаю – меня удовлетворяет! Я получила филологическое и экономическое образование, затем двадцать лет искала себя в различных профессиях: в финансовой сфере, в государственной, в образовательной, в благотворительной, но всегда возвращалась к одному – писательский стол мне милее всего на свете!
– Для формирования литературного вкуса, расширения кругозора и объемности мышления необходимо чтение. А скажите, Елена, удаётся ли Вам много читать? И какой формат чтения Вы предпочитаете? Вы по-прежнему любите печатные книги, или для Вас сейчас актуален электронный формат (книги), а может быть Вы предпочитаете аудиокниги?
– Я очень люблю добротные печатные книги, люблю читать запоем! Любимый формат – бумажная версия. Но приветствую и электронный, он экономит время, когда нужно выбрать материал и когда хочется почитать вдали от домашней библиотеки. Аудио-формат идеален в пробке, когда я за рулём или на беговой дорожке.
Сегодня учусь на двух курсах, и работаю над материалом для очередной книги. Потому моим «чтением» сейчас являются лекции, публицистика, уроки, конференции. Нет возможности укутаться в плед и неторопливо почитать для души, но на Рождественские праздники я себе устрою такой подарок. Это будет книга Юрия Казакова либо Владимира Солоухина, а может, Александра Чудакова.
– Какой жанр вы предпочитаете?
– Для воплощения каждой идеи имеется свой жанр, свой формат. Одна тема раскрывается статьёй, другая – социальным рассказом, третья едва вмещается в антиутопический или фантастический роман. Я умею работать в разных жанрах, и мне нравится выбирать, но больше тяготею к реализму и к короткому рассказу.
– Кто ваш любимый писатель?
– Мои любимые писатели: Николай Семёнович Лесков (он – гений, которого я для себя открыла в 90-е!), Фёдор Михайлович Достоевский (поражает глубина его произведений!), Леонид Пантелеев (очень светлые рассказы, я отдыхаю от его текста: как же он просто пишет!), Михаэль Энде (для меня он потрясающий немецкий философ, а не сказочник и романист), Антон Павлович Чехов (без комментариев! он будто говорит лично со мной в переписке с некой Елене Дубровиной, начинающим писателем), Оскар Уайльд (как красивы его истории!), Джек Лондон (душа на распашку! какая сила! какое мужество!), Алексей Николаевич Плещеев (какие благозвучные стихи!), Александр Сергеевич Пушкин (его произведения всегда будут актуальны!), Анна Ахматова, Белла Ахмадулина, Борис Леонидович Пастернак, Гийом Аполлинер (интересные эксперименты), святитель Игнатий Брянчанинов (его труды настоящий ориентир для современников, отличные советы, как совершенствоваться духовно, если нет духовника), Никодим Святогорец (это самая полезная книга, которая учить и жизни, и смерти), Джордж Оруэлл (потрясло его видение тоталитаризма), Ромен Роллан (интеллигентно и утончённо, не пошло говорит о пошлом)…
Так как читать я люблю, то назвала самых-самых, но список можно продолжать, потому что, открывая неизвестную хорошую книгу, открываешь для себя самого автора и находишь во что влюбиться.
– Елена Васильевна, что для вас – хорошая книга?
– Книга должна нести эстетическую или практическую пользу, и погружать в духовно здоровый мир автора.
Я уже упомянула о проблеме, возникшей, когда коммерция взялась за литературу, но причина не столько в получении выгод, сколько в том, что мы все забываем о воспитательном значении книг. Например, фэнтези и мистика: ну, подумаешь, сказки, какое они влияние оказывают на реальность, если призваны от неё отвлекать?
Однако в 2020-ом со своей младшей дочерью я посетила новогодний утренник в показательном детском саду и ёлку в госучреждении. Так, главными персонажами были не зайки, не мишки, не Дед Мороз со Снегуркой, и даже не китайский символ года, но американская ведьма и русская Баба-Яга, а ещё нечисть: Леший, Кикимора, Кощей, в жутком костюме, олицетворяющим смерть, и Пакость, которая норовила подарить дочке подарок. Это безумие!.. Говорят же, как Новый год встретишь, так его и проведёшь. Сами знаете, каким был для всех нас 20-ый.
Но, понимаете, есть ещё одна причина того, почему искусственно насаждаются и поощряются душевно нездоровые темы в литературе. Проиллюстрирую это на недавних событиях и с общекультурной стороны. Месяц назад я была на конференции голландского дизайна и архитектуры. Так спикеры, люди творческих профессий, в должностях, потешались над «самоваром», который ассоциируется у них с образом русского дизайна. Это они, конечно зря, наши дизайнеры ничем не хуже европейских. Однако, что такое самовар? Это красивое ремесленное изделие, практичный, полезный предмет, символизирующий гостеприимство, домашний очаг, семейный лад и достаток.
А теперь послушайте, с чем спикеры ассоциировали своего, голландского дизайнера. Они с гордостью говорили об экспонате в их стеклянном музее Амстердама – «Стеделейк»: хаотичное сборище ящиков от тумбочек с помойки, перевязанные ремнём. Вот это для них – верх искусства!
Так вот с какими идеями голландцы пришли выступать на конференцию, которую, кстати, торжественно открыл дипломат? С идеей трансформации общества и уничтожения личного бренда, потому что уже есть человеческие электростанции в гетто, потому что с десяток лет обществу прививается мысль, что человек – это номер и ресурс, которому не нужно образования, а лишь дрессировка навыков.
Полагаю, что все их громкие бравады относительно экологии (а проблема экологии сегодня – это целый рынок) сводились к тому, чтобы голландские продукты жизнедеятельности использовались как вторсырьё архитекторами у нас, на больших просторах России.
Были на конференции, конечно, идеи очень хорошие, которые слишком затратны и хлопотны для русских (например, выращивать дерево сразу в виде живого письменного стола), но суть я уловила чётко.
Вот эта страшная тенденция: упростить, чтобы обесценить труд, талант, глубину, духовность. Она появилась давно, например, с экспрессионизмом. Лично мне он нравится, когда кисть принадлежит профессионалу, но ведь он был разработан именно для того, чтобы обесценить профессиональных живописцев.
А свободой самовыражения часто называется удовлетворение похоти душевно больного человека. Вспомните «бабушку перформанса» Марину Абрамович. И постмодерн вовсе не искусство, его целью было обесценить все области русской культуры, ради развала СССР. Он своё дело сделал. И теперь то, что за ним всё ещё тянется, уже просто изжило себя и выродилось в нечто похожее на фильм «Дау». Его с ужасом не приняли даже сами французские спонсоры, выкормившие режиссёра с садистскими замашками.
Потому стоит ли удивляться, что сегодня институт писателя обесценили, типа «все пишут», «и мы так умеем», труд писателя заменили на скоро писанные пустышки, истинные ценности, как базу для здоровой психики нации целенаправленно размывают этой самой трансформацией, например, растлевающими книгами для детей, которые уродуют их психику, убивают целомудрие и дезориентируют. Так, гендерный проект из 13 книг поддержала Улицкая.
И вот о каком тогда искусстве может идти речь, если цель создания произведений – это политика глобалистов с идеей трансформирования населения Земли?! Стоит ли тогда, горделиво и пафосно говорить о свободе самовыражения, называть хлам – искусством, аморальные темы – нормой или интеллектуальным прорывом?
– Настало время поговорить о Ваших произведениях.
– Сборник рассказов «Я тут» и «От: ума, воображения, сердца». Это совершенно разные по смысловым нагрузкам сборники. Один создан сердцем, второй мастерством, потому здесь отсутствует последняя глава. Отсылка идёт к первой книге.
«Я тут» собирался и шлифовался 7 лет, в контексте его рассказов духовность, страдание, жертвенность и любовь. И хотя сборник подходит для широкой аудитории, он не так прост, как кажется. Это большой и долгий труд! Он тронет Ваше сердце и даст пищу для размышления. На сегодня это моя любимая книга!
«ОТ» лейтмотивом почти во всех рассказах воспевает творческое мастерство. Здесь о даре художников, музыкантов, учёных, танцовщиц, учителей, театралов, рассказчиков, писателях. Кто-то возмутиться: интеллект, воображение и ремесло без души – это неполноценно, потому что не от сердца, нет духовности! Но современность даёт понять, что и это под угрозой! Это сегодня не менее важно для самореализации человека как личности, для прогресса, для развития общества в целом.
Здесь я полностью отстранилась и оставила читателя наедине с героями, чтобы он мог сам сделать свои выводы. Герои многогранны: с одной стороны это хорошие люди, с другой – как можно было о них писать? Мало кому из читателей «Я тут» понравится этот сборник. Он понятен всем, но оценят его только творческие натуры и эстеты. И его целью не было ухватить читателя за эмоцию, просто вовлечь в размышления.
Я была готова к тому, что не все его примут, но мне было важно поднять эту тему, проработать, изучить и показать. Здесь любимые мои рассказы: «Бисер на асфальте», «Цвет безобразия», «Незваные гости», «Говорящая собака».
Темы книг закрыты. Я работаю над тем, что не похоже ни на одну мою книгу.
– Когда я читала Ваш сборник «Я тут», в одном из рассказов вы написали, что он основан на реальных событиях, а мне показалось, что все они основаны на реальных событиях: я узнавала, воображала и Вас, и себя, и соседей, и знакомых… На первый взгляд произведения легкие, небольшие по содержанию, но они настолько смысловые, что заставляют задуматься, каждый для себя почерпнет то, что считает нужным, сделает свои выводы, а быть может, обратит внимание на то, чего не замечал, не видел прежде.
Елена Васильевна, скажите, пожалуйста, где находится Ваш источник вдохновения?
– Люди, природа, радости, трагедии, красота, уродство, чудеса и ступор, то есть – все проявления жизни, которые вдруг меня поразили.
Вдохновение бывает по наитию, это необъяснимая мистика с источником либо от Ангела, либо от демона. А бывает вдохновение приходит во время глубокого погружения, кроется в самом писательском процессе: здесь источником является интерес и жажда открытия.
– Елена Васильевна, вы являлись организатором благотворительного проекта для детей-сирот и детей-инвалидов г. Воронежа и Воронежской области «Лука и лучики», который успешно работал на протяжении 3 лет. Расскажите чуть подробнее о работе этого благотворительного проекта, кто участвовал, и кто Вам оказывал помощь?
– Проект мы создали с Рустамом Мамедовым. Он – доктор-клоун и анестезиолог детской реанимации, талантливый человек. Нас было 6 человек, мы ездили в хоспис, в интернаты, в психдиспансеры, к детям из неблагополучных семей с целью организации их досуга. Играли, развлекали, дарили подарки. Целью была – детская улыбка.
Название проекта «Лука и лучики» относится к святителю Луке Крымскому, блестящему учёному и хирургу. Как-то так получилось, что он всюду в виде иконы нас сопровождал. Мы видели как его иконы вдруг стали появляться в разных храмах, то есть ещё до возвращения Крыма России, прежде этого события, как бы сам святитель посетил нас.
Начиналось всё трудно. Над нами смеялись те, в чьих интересах было поддержать, и крутили у виска.
Трогательно до слёз, но нам финансово пытались помочь пенсионеры… Больше всего потрудился настоятель храма Ксении Петербургской Феодор Бажанов, он выделял средства и всячески нам помогал. Очень не хватает этого сильного духом человека! Он все мои безумные проекты поддерживал… Затем нам помогли депутаты из «Родина наш дом».
Мы ездили в самые отдалённые места Воронежской области, показывали, где и какие есть проблемы, и вот те, кто над нами потешался потом тоже посетили детей уже по собственной инициативе и с дорогими подарками. Нам от этого только радостно!
Проект закрыт в силу того, что в жизни всех участников произошли серьёзные перемены: женитьба и повышение по службе военного офицера, рождение детей, обучение в мединституте. Всё это чудесные дары, которые не под силу сделать ни одному человеку! Наверное, в ответ на нашу искренность. Так проект закрылся.
Это хороший опыт! Он лёг в основу рассказа «Руся и Буся». И теперь я точно знаю, что, если есть идея и сердце шепчет: нужно воплощать, и игнорировать скептиков, которые всегда найдутся.
– Елена Васильевна, чем Вы любите заниматься в свободное время, может быть, у Вас есть какое-нибудь хобби?
– Свободного времени очень мало. Я люблю читать, писать картины маслом: однажды у меня прямо на берегу моря купили незаконченную картину лишь потому, что я её делала для себя, а не на продажу. Теперь она в Москве. Люблю шить игрушки, делать декупаж, чтобы некрасивое преображать в чудесное (например, мой старый советский табурет стал винтажным произведением, потому что он крепче дубовых современных стульев), люблю спокойные конные прогулки, хвойный и дубовый лес, он меня просто завораживает.
– Елена Васильевна, что Вы можете назвать главным профессиональным достижением своей жизни?
– Во-первых: не смотря на востребованность тем, которые мне не близки по убеждениям, я осталась верна себе и работала над тем, что волновало меня и в потенциале должно было взволновать читателя. Я долго писала в стол.
Во-вторых: через писательство я поняла многообразие жизни и полюбила её такой какая она есть, потому я не могу ругать и ненавидеть своих отрицательных персонажей, ведь в каждом из них, как в живом человеке, имеет право быть и хорошее, и плохое.
Третье: «Писателем» меня назвали литераторы и читатели, я этим горжусь!
– Елена Васильевна. Поделитесь своими творческими планами на будущее.
– Работаю над книгой, информация в которой апробируется, но дело очень медленно идёт, потому что…
Сейчас кто-нибудь покрутит у виска, но я скажу. Ушла из госслужбы в инфобизнес, потому что увидела перспективы, как он может помочь внести вклад в культуру, помочь начинающим авторам и авторам с небольшим опытом, тем, кто готов развиваться.
Если всё пойдёт хорошо, в следующем году начнёт свою работу издательская студия PROfectus. Штат почти укомплектован. Создана программа. Меня поддерживают опытные предприниматели из Питера.
Так что, добро пожаловать!
Студия станет тихим пристанищем, где мы будем бережно открывать грани авторов, создавать и издавать книги, обучать писательскому мастерству, укреплять психологически, чтобы те не разочаровывались, умели отличить обесценивание от критики, получали поддержку, ориентировались в современном литературном мире и были плодовиты.
Многие бросают писать, потому что чувствуют свою ненужность, бесполезность этого труда (и это не без оснований), однако они не видят этот процесс с других сторон, потом: писать это большая польза и автору, и читателю, потому что когда пишешь, то глубоко познаёшь этот мир сам, развиваешь себя, свой кругозор, и даришь тоже самое читателю. Главное найти себя в этом процессе, а я, как литературный ментор, подхожу к этому вопросу индивидуально. Будет много моей личной работы, и будет очень интересно!
– Елена Васильевна, что бы Вы хотели пожелать своему читателю?
- Не тратьте время на плохо написанные книги! С осторожностью погружайтесь в мир неизвестного писателя, сначала с критическим подходом, а потом уже или с доверием, или отстранённо. Это сохранит ваше душевное здоровье!
- Знайте, чтение художественной литературы исцеляет от клипового мышления.
- Не забывайте о воспитательном значении любого вида искусства, особенно знакомя с произведением ваших детей: что оно мне даёт (эстетическое наслаждение, практическую пользу, знания, чей-то опыт, понимание мира)? о чём проповедует? с каким умыслом оно создано и как воздействует на меня? кто создатель, чем наполнен сосуд его сердца? может, для автора писательство – это психотерапия и он сложил своих демонов под обложку, а нужны ли они вам?
- Ну и поддерживайте спросом нравственные и познавательные книги. В конце концов, спрос диктует предложение, а не навязанные «трансформаторами» темы.
– Чем больше МЫ читаем, тем наша жизнь становится разнообразнее и интереснее, в неё входит много нового и прекрасного. Читайте книги Елены Дубровиной! В них очень много нравственности, искренности и доброты.
– Спасибо, мне всегда приятно приходить к вам в гости! Эта библиотека со студенческих времён для меня как иное измерение со множеством миров и безвременья, потому что здесь оживают ушедшие авторы, а прошлое и настоящее сосуществуют вместе.
14.12.21 в 11:00