Как найти себя и свое призвание
Статья опубликована в молодежном журнале «Наследник»
Девять школьных лет пролетели незаметно. Будто и не было их вовсе. Встал вопрос: а какие предметы выбрать для ЕГЭ? С математикой и русским языком все понятно, они обязательны, а как быть с предметами профильными, которые необходимы для поступления в вуз? За два года надобно поднатореть именно в них (подтянуть оценки, позаниматься с репетиторами). Вот тут-то мы голову со старшей дочкой и сломали. Как оказалось, она не может выбрать предметы для ЕГЭ, потому что не знает – кем ей быть. А ведь это главный жизненный вопрос! Сдать экзамены и подобрать вуз это уже, согласитесь, второстепенное.
Несколько недель раздумий ничего не дали. Ездили даже к старцам за советом. Мы его получили. Однако стоит отметить, ответ одного батюшки звучал так: «А не хочешь(!) ли ты стать…»? Ответ другого: «Ты должна сама(!) решать!». Примечательно, что никто не стал неволить. В общем, ответ был, но сомневалась сама дочь. Я тоже, признаться, была в замешательстве, поскольку учиться выбранной профессии очень сложно (а справится ли?), да и стоит дорого, если не попасть на бюджет. Вконец измучившись от раздумий, дочка заявила: «Мама, куда ты мне скажешь, туда я и пойду»!
Ну уж нет, чадо! Подумать только, а если я ошибусь в выборе твоей профессии, то ты потратишь самые плодотворные для обучения годы, а затем станешь работать на ненавистной работе или на работе не по специальности, в которой ничего не смыслишь, потому что училась другому… И тогда будешь ты меня в сердцах обвинять за это, и да будешь несчастной. Ведь самая тяжелая и трудная работа – нелюбимая! А любимая, даже самая сложная, благодушно приемлется, прилежно выполняется, она интересна, она срастается с личностью, она полезна, потому что заставляет развиваться, она полезна так же обществу, стране, в конце концов. Высшая цель всегда окрыляет, а ведь именно так миряне служат Богу, ближним и Родине: профессией, призванием, обязанностями. Делая для ближнего, делаем Самому Христу!
Привела в пример дочке одну заслуженную учительницу, всеми любимую (и родителями, и учениками, и педагогами), со слезами отправляли на пенсию. Она же напоследок всех шокировала довольно страшным признанием: «Вы не представляете, как я ненавижу свою работу! Тридцать лет, каждый день себя заставляла, и это было пыткой! Поверьте, я счастлива, что ухожу!». Окружающим повезло, что эта женщина оказалась ответственным и совестливым работником, иначе жертв было бы больше, чем она одна.
Работа не по призванию – это противоестественно, это обреченность. Работающие не на своем месте люди сами страдают, и порой страдают от них окружающие. Страшно, когда человек работает не на своем месте, особенно, если от него многое зависит!
Одни старшеклассники сомневаются, другие уже наметили свой путь после школы, а иные плывут по течению. Однако каждому не мешало бы себя испытать, чтобы не потратить в пустую самые плодотворные для обучения годы, а затем работать на ненавистной работе или на работе не по специальности, в которой ничего не смыслишь, потому что учились другому.
Первое, что следует уяснить при выборе будущей профессии, так это необходимость безжалостной ликвидации зашоренности: очередное веяние современной моды на профессию, реклама в СМИ, мнение окружающих, желание родителей, чаяния учителей или дружеская солидарность, высокие оклады и престиж. Последнее, стоит отметить, аргумент слабый, потому что в жизни все быстро меняется.
Вспомнить хотя бы огромное количество «юристов» и «экономистов», не нашедших себе рабочего места. Спасло положение лишь то, что в 1990-2000-ые с «корочкой» высшего образования открывались многие двери не по профилю. Только теперь-то все иначе! Стране нужны специалисты, хорошие специалисты с соответствующим образованием. Понятна острая нехватка каких либо кадров государству, но нужны ли ему горе-работники, которым не интересно реализовываться в навязанной профессии?
Как обычно происходит навязывание ненужного? Извне. Например, сегодняшние поднадоевшие сериалы о медработниках породили спрос на эту профессию. А нужно ли это конкретному человеку, соответствует ли его способностям? Не станет ли он на практике не врачом, а палачом, и будет не лечить, а калечить? Кстати о шаблонном мнении, будто у каждого врача имеется собственное кладбище: у хирургов Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого (архиепископа Луки Крымского) и у воронежского военного врача Романа Леоновича Клечковского не было ни одного смертельного случая! Потому очень важно, каждому найти именно свое призвание. Лично знаю многих счастливых людей, выбравших профессию как того душа просила: писатели (как профессия в реестре упразднена, но существование свое продолжает), художники, историки, филологи, семинаристы… Они нашли себе работу и живут в луду с собой. А результат их труда превосходен! Нужно понимать, что не обязательно нам всем становиться великими и знаменитыми. Однако, тем, кто верен в малом, тем доверится и большее[1].
Не обязательно так же получить именно высшее образование, потому что каждый волен найти себя в любом деле, как требующем особой подготовки, так и без нее: бывают в жизни и даровитые самоучки, да и колледжи с училищами тоже не просто так придумали. Но чем хорош вуз? В вузах, как правило, сегодня дают хорошее образование. Высшее учебное заведение – это иной уровень в развитии даже для двоечника. А самое интересное, что в нашей с вами действительности чаще всего только люди хорошо образованные являются хранителями русских традиций и веры своих предков – Православия. Это, в свою очередь, мешает иностранному влиянию размывать границы государства, не позволяет мельчать русской нации. Не верите? Понаблюдайте и сами убедитесь (я не говорю богатые, я говорю – образованные). Только «получить диплом об образовании» и «получить образование» – разные вещи, потому бегите из вузов, где есть кассы оплаты для пересдачи экзаменов и зачетов (целью заведение должно быть: выпуск хороших специалистов, а не коммерция).
Возможно, разочарую девочек, мечтающих «удачно» выйти замуж или стать многодетными мамами. Это, конечно, все прекрасно, но как показывает опыт, очень даже нелишне освоить какую-либо специальность: во-первых, для разностороннего развития и чтобы супругу не наскучить собственной ограниченностью; во-вторых, всякое в жизни случается, может, придется самой зарабатывать или помогать зарабатывать мужу; в-третьих, никто не застрахован от скуки, ибо домохозяйство работа рутинная, неблагодарная и неоплачиваемая. Обучение, как правило, легче дается до 25 лет, потом дается, но сложнее. Лучше всего самоопределяться в юности. В юности мы более гибки, еще не обросли футляром из горького опыта и собственного мнения, потому легче приспосабливаемся.
Понятие «призвание» – не пустой звук. Каждому на жизненном пути попадались отличные специалисты, с которыми приятно иметь дело, которые любят свою профессию, и компетентности которых можно довериться. Их обычно называют одаренными, хотя они не родились таковыми: знания, умения и навыки приобретались наравне с остальными. Почему же они особенно хороши, почему выделились из массы себе подобных? Просто путь ими был выбран верный, просто любят свою работу, просто прилежны и ответственны (эти ценные черты характера волен каждый в себе воспитать, если желает добра себе и окружающим).
С понятием «призвание» нераздельно связано понятие «таланта». Под талантами понимаются не только черты богоподобия в человеке, не только взращенные им духовные добродетели, но и способности от рождения, приобретенные умения и навыки, и, вообще, любые достижения и внешние блага. Если они употреблены лишь только для себя и для удовлетворения чувственных потребностей других, то грош цена таким талантам. Их цель – вечность. Евангельская притча говорит: духовное первостепенно, и это правильное распределение ценностей, при ином порядке человек звереет. Мы вполне можем преумножать свои способности на пользу ближним и действовать в соответствие с христианскими заповедями. И кто приумножает, тому дастся, в ином случае – отнимутся и те способности, которые имелись[2]. В конце концов, сам человек так устроен, что тяготеет к совершенству и способен развиваться невзирая ни на какие трудности.
Отсутствие развития подобно застоявшейся воде – она в обездвиженном положение со временем протухает. Обучение выбранной профессии – не предел. В дальнейшем необходимо продолжать развиваться, как можно больше расширять кругозор. Поверьте, любые знания в жизни пригодятся! К тому же разносторонне развитая личность всегда интересна, видит дальше, мыслит глубже, нестандартно, и, вообще, – мыслит.
Вероятно, на каждого из нас у Неба есть свой план, потому мы все такие разные. И если прислушаться к себе, понять себя, а еще точнее понять, чего от тебя хочет Бог (ведь Ему-то достовернее известно, где твое поприще), тогда твой особенный индивидуальный путь выстроит жизнь как надо, и в случае трудностей, все будет получаться. Когда человек на своем месте, как правило, он ощущает внутреннее спокойствие, живет в ладу с собой и с внешним миром. Под ответственностью своего собственного выбора он сам становится и усердными, и дисциплинированным, и, вообще, обретает уверенность, потому что знает, чего хочет, ради чего стойко переносит препятствия и учебную нагрузку. Кстати, очень трудно манипулировать тем человеком, который знает, чего хочет. А самое удивительное, что ему невольно помогают окружающие: кто-то добровольно, а кто-то лишь потому, что сам не знает, что ему в жизни нужно, от того цепляется за чужие ориентиры. Последних большинство. Плыть по течению? Это тоже выбор.
Есть мечты? Это хорошо, они могут подсказать нужное направление, а могут и отвлечь, потому хорошо самому поставить границу между желанием и прихотью. И не нужно бояться одни мечты отодвинуть подальше. Они вполне могут осуществиться как в профессии, так и вне. Так, моя старшая дочка под влиянием молодежного сериала захотела создать свою музыкальную группу, но после долгих раздумий выбрала иную профессию, то, что ей показалось более близким и серьезным. Что самое удивительное, на 2 курсе она с ребятами создала-таки группу «Трио», они выступили на студенческом концерте, после чего желание двигаться в этом направлении само собой отпало (но сбылось же!).
Посещение в детстве и юности изостудии, кружка бальных танцев, рукоделия, английского языка и музыкальной школы, лыжной секции или тренировок по рукопашному бою еще не повод думать, что это выльется в будущую профессию. Все это хорошо для общего развития и в жизни обязательно пригодится. Так, навязанное мною (увы, и я не идеальна) дочке фортепиано еще в детстве тоже не стало лишним: прошло много лет, когда она поблагодарила меня за это образование. Фортепиано стало хобби, которое способно отлично поднять настроение, помочь отвлечься от зубрежки, лекций и всего того, что сопутствует нелегкой студенческой жизни. Умение рисовать помогло с докладами, а рукоделие с бюджетными подарками для друзей…
Профессию нужно выбирать по призванию!
Итак, каким образом? Перво-наперво необходимо понять себя (кто я?) и свое желание (а чего хочу именно я?). Рисуем табличку с 3-мя столбиками (см. Пример таблицы ниже), которую необходимо заполнить самостоятельно, никому не показывая. Это тот материал, на основании которого будем принимать решение. Писать следует все, что вспомниться: и хорошее и не очень, и важное и неважное. Чем больше, тем лучше.
Вопросы, которые могут помочь:
Кто я? Кокой(ая) я? Что я думаю о себе? Черты моего характера? Плюсы моего характера. Минусы. Что я хотел(а) бы в себе воспитать. Что хотел(а) бы исправить? Чего мне не хватает для выбранной профессии? Как этого добиться? Что следует сделать, чтобы недостаток превратить в достоинство. И надо ли что-то менять? Может меня устраивают эти недостатки, и они на самом деле делают меня уникальным(ой)? Что я умею, мои таланты, наклонности, интересы, физические и умственные способности? Какие школы, кружки, занятия я посещал(а)? Кем я хотел(а) стать в детстве (записываем любые, даже самые нелепые мечты, любимые занятия, о чем мечталось в детстве, о чем мечтается теперь). Какие занятия меня привлекают? Кем я себя вижу в будущем? Что обо мне думают окружающие (родители, друзья, недоброжелатели)? Какие книги чаще всего под рукой? Какие фильмы и передачи чаще всего просматриваются? Какие вообще профессии бывают? Какие у меня вызывают интерес и какие хочется рассмотреть внимательнее? Плюсы и минусы той или иной выбранной профессии? Мечты осуществились: чем бы я хотел(а) зарабатывать, а что оставить для хобби? Чем я хочу всю жизнь заниматься?..
Табличку можно дополнить мнением родителей (их голос в данном вопросе совещательный) и друзей, ведь со стороны виднее наши особенности, о которых мы можем даже не подозревать.
Почему не рекомендую пользоваться психологическими тестами, коих нынче легион? Потому что серьезных психодиагностик, которыми могут оперировать только профессионалы и только в определенных условиях, в открытом доступе нет. Онлайн-мусор и тестовая беллетристика не в счет, это, вообще, опасно особенно для людей внушаемых. Чем отличаются их ответы (с обобщенными характеристиками) от гороскопов?
Совесть в человеке, это нечто сакральное, голос Бога, если хотите. О сокровенном и личном лучше собственной совести мало кто подскажет, только будьте честными с собой. А если чего-то недостает, но хотелось бы, не приукрашайте себя: просто запишите желаемое, а затем наметьте конкретные шаги, что следует предпринять для достижения.
Заполнили табличку. Увидели общую картину. Удивлены, ибо о себе узнал больше, чем думали. Теперь стоит ее отложить. Несколько дней можно ненавязчиво возвращаться мыслями о себе и о своем выборе профессии. Можно в это время дополнять написанное, уточнять, конкретизировать. Но главное в эти дни: прислушиваться к себе. Задавать себе вопросы. Как показывает опыт: нытикам не везет, а тот, кто задает вопросы – непременно получает на них ответы либо извне (прочли, услышали, посоветовали, ситуация научила…), либо догадывается сам. Можно сходить на кафедру вуза, ощутить атмосферу, посмотреть на студентов выбранного курса, пообщаться с профессорами…
Через несколько дней, когда эмоции улягутся, придет решение.
.
Примечания:
[1] «Верный в малом и во многом верен; а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16, 10). «И в малом ты был верен, над многим тебя поставлю» (Мф. 25:21).
[2] «Всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф.25:29)