Знание, которое пригодится каждому из нас

https://elena-dubrovina.ru/wp-content/uploads/2015/12/Ангел-смерти.jpgЗнание, которое пригодится каждому из нас

В этом мире нас учат многому. Каких только наук, курсов и тренингов нет! По сути, с детства нас учат — жить. Каждый вуз предлагает свою программу подготовки специалистов, однако, отучившись, многие работают потом не по специальности, то есть, получается, что житейские знания могут и не пригодиться. Но есть знание, которое несомненно пригодится каждому из нас.

Итак, с детства мир нас учит жить. И только Церковь учит главному: тому, что неминуемо для каждого, — учит умирать. Она готовит нас к этим страшным для каждого минутам — к минутам перехода в вечность, ведь очень важно с каким расположением в сердце будет человек в этот последний момент. Да-да, мы всю жизнь учимся именно тому, чтобы правильно пережить эти самые минуты: мирное душевное расположение или страх и отчаяние. Недаром те, кто был на грани жизни и смерти вдруг чувствовали вечность, в ужасе осознавали, что жили какими-то никому не нужными иллюзиями, понимали, что не сделали в жизни главного, а именно: не подготовились. Не готовы еще умереть!

Есть замечательная книга священомученика Даниила (Сысоева), нашего с вами современника под названием «Инструкция для бессмертных или что делать, если вы все-таки умерли», составленная по беседам на эту тему. На тему, которую сегодня принято не касаться, она вдруг стала «почему-то» щепетильной и ненужной, пугающей и несовременной. Будто все мы вечные на Земле? А ведь «Помни час смертный и во век не согрешишь»… Вот и Святые отцы советуют чаще находиться в дому скорби, нежели в увеселительном месте: очень уж смерть человека отрезвляет, заставляет задуматься о вечном, а если хотите, о главном! Проще, конечно, не думать, а жить по приколу, однако…

Книга продается в интернет-магазинах, ее еще возможно приобрести, или скачать электронную версию, а лекции иерея Даниила можно скачать или прослушать здесь. Они легки для восприятия, так как построены в форме беседы с прихожанами в непринужденной обстановке. А еще сам иерей Даниил серьезно подошел к этому «щепетильному» вопросу и при жизни многое старался узнать, уяснить для себя. Это очевидно из его упоминаний о том, что он «специально» читал разную святоотеческую литературу, чтобы  правильно понять какие-либо противоречивые моменты. А ведь если предмет интересен самому лектору, то будет интересен и аудитории. Кстати, сам лектор мечтал о мученической кончине…

Надо сказать, этот удивительный человек даже после смерти продолжает вести свою миссионерскую деятельность: не только в книгах, но и через работу благотворительного фонда, помогающего вдовам и сиротам из семей погибших священослужителей. Сайт фонда здесь (Кстати, желающие матушки-вдовы могут обратиться в фонд за помощью, их работники фонда специально разыскивают). Так что «по плодам» узнаем, что эти лекции, реальная духовная практика, могущая помочь каждому из нас.

В своей книге иерей Даниил отвечает на главный вопрос: Что делать, если?.. И это «если» ждет каждого из нас!.. А еще он советует, как прожить жизнь так, чтобы это «если» не пугало до безумной паники. Ведь чаще всего мы неверно относимся к смерти.

Многие не знают, что со смертью, мы не перестаем существовать, но как бы рождаемся для вечности, то есть жизнь продолжается, а у Бога все живы. Для реалистов скажу: тот мир, что для нас невидимый, и есть реальность, а вот земная жизнь настолько изменчива, настолько скоротечна, что как раз больше походит на иллюзию. Смерть — это возможность наконец-то вернуться Домой, сбежать из этой «юдоли плачевной», и как сказал апостол Павел: «смерть приобретение». А вот неизвестность, как правило, пугает… И невежественность в таком главном вопросе, как вы понимаете, просто недопустима!

Сама по себе смерть противоестественна человеческой природе, не к этому был призван человек с момента сотворения, потому мы скорбим и ужасаемся. А вот скорбь об умерших ближних  естественна, ведь даже Сам Христос заплакал, когда узнал о кончине Своего друга Лазаря… Только скорбь не должна превратиться в отчаяние, ведь мы, христиане: «чаем воскресение мертвых и жизни будущего века». Да-да, все мы встретимся однажды!

Как  бы много любящих людей не окружало, а в момент смерти https://elena-dubrovina.ru/wp-content/uploads/2015/12/Азраил.jpgчеловек остается один на один с происходящим. Тут уж, поверьте, действительно нужна индивидуальная подготовка. Надо знать, чего ожидать, как себя вести.

Кто был при смерти, но выжил, подтвердит, как страшно уйти неготовым! И как моментально теряют в смысл и цену все переживания земные, все достижения, всё материальное, и даже друзья и близкие, становятся какими-то далекими-далекими, будто вас разъединяет пропасть. Где все то, чему столько сил, здоровья и времени скоротечной жизни отдавал? Где мир, который был еще вчера так важен? Вот она реальность: ты один на один со смертью. А что после?

Как у Максима Горького: «А был ли мальчик»? Жизнь коротка и скоротечна… Увы, многие ее не проживают, а прожигают понапрасну. Можно быть замечательным человеком (смелым, патриотичным, добрым, справедливым, отзывчивым, трудолюбивым), но плохим христианином, и потому разделить участь со злодеями, т. е. прожить жизнь напрасно. А ведь все потому что, дьявол не против добродетели, он против Христа, и человек либо с Богом, либо с чертом, третьего — не дано! 

Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. (Евангелие от Иоанна, 6:53)

И еще, умерший человек попадает или в рай, в благодатное и радостное место, или в ад, который является временным пристанищем, и участь несчастного определится после исполнения всех событий Апокалипсиса, после Страшного Суда, после того, как человек вновь обретет свое естественное бытие  в бессмертном теле, соединенным с душой. По этой причине вечная участь мучающихся грешников еще не решена. Им еще можно помочь молитвой. Сами они уже лишены этой возможности, но мы, живые, можем молиться за них. Раздавать за них милостыню (не мясом и спиртными напитками!, но хлебом, одеждой, а самым лучшим считается — духовными книгами!), молиться на домашней молитве, заказывать требы об упокоении в храмах и монастырях (Сорокоусты, Проскомидии, Панихиды). Кстати, по благословению священника иногда разрешается молиться даже за самоубийц, но только на домашней молитве. Самоубийц, еретиков и некрещеных Церковь НЕ поминает! А поминает в Родительскую Вселенскую субботу перед Троицей всех людей в аду («о иже во аде держимых»), чтобы и у них была возможность спастись. Но по мнению авторитетных лиц из священнослужителей, самоубийцы и еретики в их число не входят. Здесь вы можете прочесть актуальную во все времена статью архиепископа Никона Рождественского, который отвечает на вопрос «почему», и хотя он дает текст молитвы за самоубийц, однако и предупреждает о возможных последствиях такой молитвы. Все-таки бывают случаи, когда ближние, по своей любви все-таки вымаливают несчастных.

Архиепископ Никон говорит: «Бог не спасает нас насильно. Необходимо, чтобы человек при исходе из сей жизни имел бы хотя зачатки произволения ко спасению, чтобы, по крайней мере, не отрицал возможности своего спасения, а следовательно, не терял надежды (самоубийство — это потеря надежды): мы молимся о тех, кто почил в надежде воскресения и жизни вечной, в ком осталась хотя бы искра надежды на Искупителя мира. Тогда Церковь молится и «о иже во аде держимых», по слову Василия Великого. Общий закон спасения выражен в словах Господа: «в чем застану, в том и сужу»». 

И еще: «…Вообще для души в загробном мире уже невозможно изменение настроений: какое направление получила душа в сей жизни, в таком она продолжает жить и в загробной. Там живет уже не полный человек, а только душа его, и что преобладало в душе в сей жизни, то продолжает обладать ею и в будущей. Перемена для душ, отшедших из сего мира в другой, возможна лишь по молитвам Церкви, но при том условии, если душа отошла в мире с Церковью, если в произволении усопшего были зачатки искреннего желания спасения…»

А вы знаете, что по высочайшей любви Божьей «ад», по словам святителя Иоанна Златоуста, создан вовсе не для грешников, он создан для Сатаны. А для человека — Царство Небесное! Так что наша участь зависит от наших поступков в сей временной жизни, от нашей воли, от нашего желания спастись. Бог нам все для этого дал! Даже Себя не пожалел! Но невольник не богомольник. Мы свободны в выборе, свободная воля  наш высочайший дар, и мы сами выбираем себе путь к смерти и место после смерти. Как говорила праведница нашего времени схимонахиня Сепфора: Выйдешь за порог, там 7 дорог, а нужно выбрать одну»… А посмотрите, что говорят надгробные надписи: дата рождения и дата смерти — принадлежат Богу, а человеку лишь черточка между ними, то есть — «сейчас»! Да, все мы существуем — сейчас, и это то, время, которое необходимо употребить с пользой для своей бессмертной души.

Для каждого из нас идеально умереть в день Причастия. Как говорил преподобный Серафим Саровский: «Кто причащается, на всяком месте спасен будет. А кто не причащается,  не мню».

Как помочь своему ближнему, находящемуся на смертном одре? Не слезами, дорогие мои. Их лучше оставить на потом, но, не теряя времени, всеми возможными способами помочь свершиться переходу. Пригласить священника для совершения таинства Исповеди и Причастия, пока тот в сознании, а может быть и для того, чтобы окрестить (если умирающий не крещен). Вы только представьте: пришел как-то парень в церковную лавку, взволнован, бледен… Сразу видно, у человека горе, близкий и дорогой ему человек умер. Спрашивает парень работницу церкви: «А что делать, если усопший не крещен?». Женщина смотрит на него с сожалением, пожимает плечами и отвечает: «Ничего. Предать земле. И все»… И ВСЁ! Понимаете?

Умирающему очень сильно помогает чтение за него Псалтири и канонов на исход души. На такое чтение обязательно нужно попросить благословение у священника! Читать каноны можно не только рядом с умирающим, но и находясь вдали от него. «Канон молебный ко Пресвятой Богородице от лица человека с душою разлучающагося и немогущего глаголати»  (это священническая молитва, но нередко ее благословляют читать мирянам) и «Канон бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет (и умереть не может)» можно скачать здесь. Когда человек преставится, то «Последование по исходе души от тела» здесь или «Последование по исходе души от тела (Канон о единоумершем)» в дополнение с молитвами такими как: «Канон об усопших многих», «Чин литии для мирян», «Молитва, читаемая на каждой «Славе» при чтении Псалтири об усопшем» здесь. «Молитвы о некрещеных детях и за самоубиц», «Акафист за единоумершего» и «Акафист за многих» здесь.

 Если человек уже умер, то каноны можно читать и после того, как пришло известие о смерти. 

Документ следует распечатать на принтере (формат А4, указав в настройках «брошюра», двусторонняя печать), в этом случае вы получите книжицу с крупным шрифтом, удобную для чтения, автоматически рассортированную по страницам, останется только сложить распечатанные листы пополам и скрепить степлером на изгибе.

После канонов читается или вся Псалтирь или 17-ая кафизма, это как вас благословит священник. На каждой «Славе» поминается имя новопреставленного (так до 40 дней называют умершего человека). Зачем вам эти чтения? Все, что мы можем сделать теперь для ближнего  это молитва! Не слезы, не земные хлопоты о теле, ни организация похорон, ни завещания — ничего ему более не нужно, а нуждается его душа в наших молитвах! Кстати, чтение Псалтири помогает не только умершему, но и читающему ее. Многие отмечают, что во время прочтения постепенно становится легче, скорбь и тоска, навеянные смертью ближнего, отступают.

И не нужно бояться этих молитв! Суеверный ужас перед ними — большая глупость! Это не какие-нибудь магические заклятия, а молитвенное обращение к безмерно любящему нас Отцу. Во имя любви к ближнему мы просим за него, и очень сильно помогаем ему на расстоянии. Чтение молитв по усопшим благотворны не только для них, но и для тех, кто молится за них. Любя друг друга, мы спасаемся. А молитва, это труд, жертва во имя любви. Вы и сами поймете, почувствуете, узнаете — какая это ПОМОЩЬ вам, еще пребывающим на земле, и живущим в загробном мире. Только спросите благословения на чтение у священника, потому что христиане послушны Церкви, а не своеволию.

И вы должны помнить, что наш долг — молиться за ближних и за всех христиан (как за живых, так и за усопших), ведь мы обязаны Церкви, которая ежедневно и еженощно молится за нас, а мы с ней — единое целое. 

Вам помогут книги (их можно бесплатно скачать здесь), следующего содержания:

Псалтирь по усопшим — Фомина

В книгу «Псалтирь по усопшим» сборник Елены Фоминой вошли Псалтирь, все необходимые каноны для умирающего («Канон молебный при разлучении души от тела», «Канон на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет», Последование по исходе души от тела»), «Канон преподобному Паисию Великому об избавлении от муки без покаяния умерших» и «Канон святому мученику Уару об избавлении от муки во иноверии умерших», Лития для домашнего чтения, различные редкие молитвы, информация о поминовении и погребении, о суевериях, связанных с погребением. Это очень хороший сборник! Книга объемная, потому не для печати, а для чтения в электронном виде. Лучше всего ее приобрести в православных интернет-магазинах, так как такая литература обязана быть в каждом доме.

Елена Фомина Молитвы и каноны, чтомые по усопшим

Здесь краткий вариант сборника редактора Елены Фоминой, старого издания, без Псалтири, однако имеет такие молитвы, которых нет в книге, указанной выше, как то: «Канон о усопших многих», «Чин литии в пасхальный период, совершаемой мирянином дома и на кладбище» (не знаю, благословляется ли в столь великий праздник читать данную литию, потому лучше советуйтесь со священником, в Пасху нужно радоваться и быть в храме, а на кладбище мы несем пасхальную радость только на Радоницу), «Панихида для чтения мирянами дома и на кладбище» (в некоторых книгах встречается данный вид службы для мирянина, возможно, кого-то благословляют читать).

У Бога все живы. Православный обряд погребения. Утешение. Основные ошибки. Акафист

Небольшая брошюра, отвечающая на главные вопросы, касательно поминовения и погребения, имеет акафист за единоумершего, а еще утешительные наставления старцев.

Священник Александр Калинин. О погребении

Кратко охватывает все важные моменты по теме.

О смерти, погребении и поминовении усопших. Развенчивая мифы и суеверия

Текст построен: вопрос — ответ, лаконично, доступно.

О поминовении усопших по уставу Православной церкви

Много различной информации, широкий охват от богослужебных до частных вопросов. Источник данной книги: Православный сайт «Азбука.ру»

Самые важные моменты для новопреставленного: день смерти, третий день, девятый и сороковой, год. В эти дни необходимо усилить свою молитву и активнее заказывать требы в храмах и монастырях. Впоследствии усопший поминается в день Именин, в день рождения, в годовщину смерти, в Родительские субботы.

(Из народного фольклора)

  Поминайте меня, люди!Помин
  Поминайте каждый час!
  Только ваше поминанье
  Облегчает в жизни нас.
  Поминайте хлебом-солью
  Даже чистою водой,
  Поминайте добрым словом —
  Будет все передо мной.
  Еще больше поминайте,
  Моя милая семья.
  Жил я с вами, все простите,
  Не забудьте про меня!
  Вспоминайте, умоляю,
  На молитве на святой,
  Поминайте добрым словом —
  Будет всё передо мной.
  Приходите чаще в церковь
  Наши души ждут там вас,
  И с отцом духовным вместе
  Помолитеся за нас!

И еще, каждый должен знать наизусть «Символ Веры» (В нем кратко и конкретно отражены истины православной веры, неискаженное учение), «Отче наш» (Этой молитве нас научил Сам Бог, Иисус Христос, во время своего пребывания на Земле), «Иисусову молитву» (В этой краткой молитве заключено все: и благодарность, и прошение, и раскаяние, защита как от врагов видимых и невидимых, так и защита нас от нас самих, своих плохих поступков. Монахам и мирянам ее благословляют читать непрестанно, чтобы постоянно быть с Богом), дабы вооружившись этими знаниями отправиться Домой, к своему Отцу.

Символ веры

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

И воскресшаго в третий день, по Писанием.

И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Исповедую едино крещение во оставление грехов.

Чаю воскресения мертвых.

И жизни будущаго века. Аминь.

Во что мы верим согласно Символу? Можете узнать на сайте Московского Патриархата Православной Церкви Казахстана: очень хорошая статья, доступно объясняющая смысл каждой строки Символа,  здесь.

Молитва Господня. Отче наш

Отче наш, Иже еси на небесех!

Да святится имя Твое,

приидет Царствие Твое,

 да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь;

и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим;

и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Иисусова молитва

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

или

Господи, помилуй.

© — статья Елены Дубровиной,
https://elena-dubrovina.ru/
рубрика «Письма в вечность»
небо

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Анти-спам: выполните заданиеWordPress CAPTCHA